Оздоровительная работа в ДОУ > Физкультура для детей
Интегрированное занятие по формированию дыхания в подготовительной логопедической группе «Лесная прогулка»
Ширяева С.Е., учитель-логопед; Шарафеева Э.А., муз.руководитель; Ваго Л.В. инструктор по физвоспитанию МАДОУ Д/С №383» г.Казань
Цели:
- Уверенное закрепление нижнего типа дыхания.
- Увеличение объема дыхания и нормализация его ритма.
- Развитие силы и длительности речевого выдоха.
- Освоение короткого бесшумного, но энергичного речевого добора воздуха.
- Развитие двигательного и артикуляционного праксиса.
- Развитие двигательных кинестезий, соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций.
Ход занятия.
1 часть: логопед
Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики. Логопед предлагает им представить себя в летнем лесу ранним утром: «Взошло солнышко, просыпаются лесные обитатели, улыбаются ему и начинают свое путешествие среди деревьев и травинок. Давайте и мы прогуляемся по лесуи понаблюдаем за ними».
Логопед: «Сначала давайте насладимся запахами леса»
(Правую руку положить на область диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом, без напряжения. Выдыхать через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение проделывается 3 раза без перерыва). Дети выполняют упражнение по словесной инструкции логопеда.
Логопед: «Утром в лесу свежо и прохладно, давайте погреем ладошки»
(Медленный вдох через нос и медленный выдох с произношением на выдохе звука Х. Дуем на ладошки, поднятые к лицу. Упражнение выполняется 3-4 раза).
Логопед: «Смотрите, ребята, ползет змея. Увидела нас, зашипела и скрылась в кустах. Покажем, как она шипит.
(Сделать глубокий вдох, выдох предельно затягивается, воздух выходит через рот, издавая звук Ш. Упражнение выполняется 3-4 раза. )
Логопед: «Прислушайтесь, ребята, кажется, ежик шуршит в листве. Давайте попробуем изобразить его фырчание».
(Сделать выдох, затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки – выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Первый раз выдохнуть, растягивая звук Ф. По мере удлинения выдоха увеличить количество произносимых звуков, т. е. выдыхать отрывисто (ф-ф-ф-ф-ф). Упражнение выполняется 3-4 раза.
Логопед: «Посмотрите, ребята, мы дошли до лесного озера. Давайте искупаемся и поныряем».
(Плавно выдохнуть, нос зажать пальцами. Не спеша досчитать до 5, затем сделать глубокий вдох и полный выдох через рот. Упражнение проделывается 3-4 раза).
Логопед: «Мы набрели с вами на лесную поляну, усыпанную цветами.
Цветочки все разные, и пахнут, наверное, по-разному. Давайте мы цветы понюхаем и насладимся их ароматом.
(Правой рукой закрываем правую ноздрю, вдыхаем через левую, после чего левой рукой закрываем левую ноздрю и выдыхаем через правую. Тоже самое повторить наоборот. Упражнение выполняется 5-6 раз).
Логопед: «А вот на той опушке растут грибочки – молодцы в шляпках. Давайте вспомним про них загадку.
(Глубоко вдохнуть и на выдохе говорить: «На пригорке, возле елки жили тридцать три Егорки». Еще раз глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка». Повторить 3 раза).
Итог: Молодцы, ребята! Вот в лесу мы побывали, хорошо и дружно подышали.
2 часть: музыкальный руководитель и логопед
Логоритмическое упражнение «А я солнышко люблю»
Автор музыки и слов Татьяна Андрейченко
Исполнитель – детский эстрадный ансамбль «Бэби-шлягер» г. Набережные Челны
Муз. руководитель: «Давайте, ребята, споем песню про солнышко и станцуем».
Вступление: Дети выстраиваются в шахматном порядке.
1 куплет.
Солнечные ножки
бродят по дорожке,
(2 приставочных шага вправо, руки на поясе)
Нежно гладят кошку ручками.
(2 приставочных шага влево)
Солнечные щечки
у моей подружки,
(4 пружинки с выносом правой руки вперед, левую назад и наоборот)
На щеках веснушки
кучками
(Показать щечки указательными пальцами, покружится, руки в стороны)
Припев: А солнышко люблю,
(Правая рука вверх, левая рука вверх, обе руки сложить на груди)
Всем на свете расскажу.
(Руки к губам - «шепчутся» с наклонами вправо и влево)
Я за ним бегу, бегу,
(Ноги бегут на месте)
Я его догнать хочу.
(Бегут помахивая руками, на повторение движения те же, в конце дети перестраиваются в круг)
2 куплет.
Солнечные щечки
Светят на пенечке,
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Там растут грибочки вкусные.
Где ты светишь ночью,
Но я знаю точно
Без тебя денечки грустные.
(Останавливаются лицом в круг)
Припев: тот же
(Движения те же, но лицом в круг. При повторе – спиной в круг. В конце дети берутся за руки и снова идут по кругу)
Припев: (укорочен)
А я солнышко люблю
(Идут, поднимая руки)
А я солнышко люблю
(Идут назад, руки опускают)
А я солнышко люблю
(Правая рука – вверх, левая – вверх)
А я солнышко
(Ладони на груди)
люблю
(Правую ногу отвести назад)
3 часть – релаксация: инструктор по физ воспитанию
Дети выстраиваются в шахматном порядке.
Инструктор: «Давайте, ребята, продолжим наше с вами путешествие по летнему лесу».
1. Упражнение «Висячий мостик»
Инструктор: «Представьте себе, что вы идёте по висячему мостику. Он качается. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло мостик, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямились – выдох. Качнулись – вдох».
Стало мостик наш качать!
Ногу к мостику прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Упражнение выполняется поочерёдно по 3 раза для каждой ноги.
2. Упражнение «Ветки»
Инструктор: «Нам тропинку преградили упавшие ветки, и мы их сейчас уберём. Наклонитесь, возьмите каждый по ветке. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряженны! ( Вдох )Тяжело! Руки устали, бросаем ветку (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища на выдохе). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится».
Ветки все мы поднимаем (выпрямится, руки вверх),
Крепко держим И бросаем!
Нам становится понятно:
Расслабление приятно.
Упражнение выполняется 4-5 раза.
3. Упражнение «Загораем»
И. П. – сидя на полу, руки в упоре сзади. Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперёд). Поднимите правую ногу, держите на весу. Нога напряглась - вдох. Опустите ногу на пол - выдох. (то же самое с другой ногой)».
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим Держим
Опускаем .
Ноги не напряжены,
А расслабленны.
Упражнение выполняется по 3 раза на каждую ногу.
4. Упражнение «Темный и светлый лес»
И. П. - сидя на полу. Инструктор : «Выдохнуть, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать».
Упражнение выполняется 4-5 раз
5. Упражнение «Птица»
И. П. – сидя на коленях, руки за спиной. Детям предлагается изобразить своим телом птицу. Инструктор : «Птица просыпается, расправляет крылья. (на выдохе, не расцепляя рук выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад) Птица засыпает ( на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперёд так, чтобы спина стала круглой)».
Упражнение выполняется 4-5 раз.
6. Упражнение «Помашем птичкам».
И. П. – сидя на полу. Прямые руки вытянуты вперёд или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. Инструктор : «Вдох, поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). Выдох – левая кисть вниз, правая вверх».
Упражнение выполняется по 4 раза на каждую руку.
7. Упражнение «Росток»
И. П. – сидя на полу, голову нагнув к коленям, и обхватив её руками. Инструктор: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растёте, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Вдох (продолжается до счета 5) : «Один» - медленно выпрямляются ноги, «два» - ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки. Висят, как «тряпочки», «три» – постепенно выпрямляется позвоночник, «четыре» - разводим плечи и выпрямляем шею. поднимаем голову, «пять» – поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку, сломался росток – выдох (вернуться в И. П. )».
Упражнение выполняется 4-5 раз.
Итог: Молодцы, ребята! Мы с вами так хорошо погуляли по летнему лесу, подышали свежим воздухом, отдохнули.
Закаливание детей в детском саду | Оздоровление дошкольников в ДОУ | Профилактические гимнастики для детей | Физическая культура для дошкольников | Спорт и здоровье для детей | Прогулки в детском саду