Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Игровая деятельность дошкольника > Сюжетно-ролевые игры

Методика использования сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании дошкольников

Мухаметдинова Л.Ш., воспитатель МАДОУ Д/с № 106 “Забава” г. Набережные Челны, РТ

Целью методики является развитие адекватного поведения, формирование позитивного принятия ребенком себя как представителя определенного пола и положительного отношения каждого ребенка к своей настоящей и будущей социальной половой роли в семье и обществе.

Программные задачи сюжетно-ролевых игр для среднего возраста:

  1. Побуждать самостоятельно придумывать сюжеты, на основе полученных знаний из различных источников:

    - отображать не только действия, но и простейшие отношения взрослых;

    - использовать в играх несложный материал произведений с помощью воспитателя;

    - разнообразить игровые действия, отображающие труд и бытовую деятельность взрослых.

  2. Поощрять самостоятельное распределение ролей, подчиняться установленным правилам.
  3. Поощрять самостоятельное изготовление атрибутов, использовать заместители.
  4. Поощрять самостоятельное объединение детей в 3-4 чел. (по симпатиям) Учить подчиняться интересам товарищей, уступать, помогать друг другу.

В этом разделе представлены несколько конспектов игр как для совместной деятельности с воспитателем, так и для самостоятельных игр детей средней группы ДОУ, а также примерное планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность.

Игра «Город мастеров».

Цели игры:

  1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
  2. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
  3. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
  4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.

Предварительная работа:

  1. Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
  2. Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

Работа с родителями:

Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель».

Примерный ход игры:

Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.

Воспитатель:

У вас у всех растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать вам тогда,

Чем заниматься?

Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?

А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?

А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.

Качу, лечу во весь опор.

Я сам шофёр и сам мотор!

Нажимаю на педаль

и машина мчится в даль.

И, так, поехали!

(звучит песенка «Весёлые путешественники»)

Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный город - «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.

Вот здесь у нас «Парикмахерская»

Здесь светло и интересно:

Зеркала, духи и кресла, зал большой,

Но видно, даже,

Лучше, чем у вас в трельяже.

«Магазин»

А сейчас мы в магазине -

Все продукты на ветрине:

Чай, конфеты, колбаса -

Разбегаются глаза.

Подходите, покупайте,

Деньги в кассу отдавайте.

Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница»

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье -

Он больше всех бывает рад!

А вот здесь у нас строительная площадка.

Строителя знает весь район,

Мастер он отличный.

Со своей бригадой он

Строит дом кирпичный.

Дом среди других домов

И стройней и выше.

Говорят до облаков

Дом достанет крышей.

А вот здесь у нас живут

Куклы, зайцы, мишки.

Ждут, когда к ним придут

Мамочки-малышки.

Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.

По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.

Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад.

А если вам, ребята, понравилось в городке, мы с вами будем ездить туда каждый день.

Игра «Уложи куклу спать».

Цели игры:

  • Соотносить предметы по величине;
  • Закреплять словесное обозначение величин: «большой-маленький», «больше-меньше»;
  • Учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату;
  • Закреплять знания детей о мужской профессии столяра, предметах, необходимых для его работы, уважать его труд и понимать цель труда;
  • Развивать стремление подражать взрослым и оказывать им посильную помощь, формировать представление о роли отца и матери в семье.
  • Воспитывать доброжелательное отношение девочек и мальчиков друг к другу и к маленьким детям.

Материалы и оборудование: две куклы (большая и маленькая), 2 набора постельных принадлежностей в соответствии с размерами кукол, строительный материал разного размера.

Ход игры.

Дети сидят полукругом на стульчиках. Перед ними две куклы: большая и маленькая.

Воспитатель: Ребята, к нам в сад пришли куклы, посмотреть, как мы здесь живем, чем занимаемся. Но пока они обошли и посмотрели все группы, потанцевали в музыкальном зале, попрыгали на физкультуре, они очень устали и захотели спать. Но у них нет кроваток. Давайте поможем их сделать.

- Девочки и мальчики, а как вы думаете, человек какой профессии может сделать кровати? (столяр, рассмотреть иллюстрацию)

- Из чего? (из досок, с помощью гвоздей и молотка)

- Какие инструменты он использует? (ответы детей)

- А как вы думаете, плотником может быть мужчина или женщина? (в основном, мужчина)

- Почему? (нужна мужская сила, чтобы поднимать доски, пилить их, забивать гвозди и т. д.)

- Девочки, давайте попросим наших мальчиков - будущих мужчин, собрать нашим куклам кровати. Строительный материал лежит рядом с вами.

- А какие кровати мы будем строить? (1 большая, 1 маленькая).

- Почему? (потому что одна кукла большая, а другая маленькая).

Мальчики строят кровати; воспитатель при необходимости оказывает помощь в расположении элементов строителя.

- Ну вот. Мальчики построили кроватки. Давайте посмотрим, удобно ли будет куклам в этих кроватках?

- Какая кровать построена для большой куклы? Для маленькой?

(Дети кладут кукол и, таким образом, проверяют соответствие величин кукол и кровати. В оценке результатов должны участвовать все дети. В случае надобности, ошибки в постройке исправляются.)

Воспитатель достает белье.

- Мальчики пусть пока отдохнут. А мы попросим девочек застелить куклам кроватки.

(Дети вновь контролируют правильность застелания кроватей).

Когда кровати застелены, воспитатель дает одну куклу мальчику, а одну девочке.

- Как вы думаете, мальчик сможет уложить куклу спать? Почему? (Да. Когда мальчик вырастет, у него будут свои дети, он будет помогать их нянчить.)

- А чтобы куклы спали крепко и сладко, давайте споем им колыбельную.

- Кто поет детям колыбельные? (Мамы)

- А папы могут спеть? (Да)

Дети вместе поют колыбельную «Баю-баюшки-баю» и укладывают кукол в кроватки.

Воспитатель: Молодцы, девочки и мальчики. Вы хорошо помогли куклам: вы построили большую и маленькую кровати. На большую кровать вы постелили большую простынку и положили большую подушку и одеяло, а на маленькую кровать - маленькую простынку и маленькую подушку и одеяло. Теперь куклам будет удобно на них спать.

- А теперь, когда куклы уложены спать, можно отдохнуть и нам. Давайте поиграем. (Самостоятельная игровая деятельность.)

«Дочки - матери»

Цель игры:

  1. Рассказывать о взаимоотношениях между родителями и детьми, родственниками.
  2. Рассказывать о поведении, характере, культуре общения между мужчиной и женщиной, папой и мамой, мальчиком и девочкой и т. п.
  3. Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты, стройматериалы.

Оборудование: макет дома; одежда для всех членов семьи, соответствующая возрасту; чайная посуда; предметы личной гигиены; утюг, гладильная доска, веник, совок, предметы для стирки; бытовая техника; макеты комнат; мелкая мебель; игрушки-заместители: макеты телевизора, микроволновой печи, холодильника, компьютера из картонных коробок; куклы: малые, большие, изготовленные из подручных средств.

Подготовка к игре

  • Изготовление предметов для игры: одежда, салфетки, овощи, фрукты, продукты.
  • Изготовление макетов комнаты или дома.
  • Изготовление атрибутов: пылесоса и другой бытовой техники.
  • Беседы о том, как в семье проходят выходные дни, праздники.
  • Чтение стихов С. Маршака «Хороший день», П. Воронько «Мальчик-помогай», произведений о маме и папе.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям разные ситуации.

«Переезд». Воспитатель беседует с детьми, рассказывает, что нужно знать для переезда на новую квартиру.

«Новоселье». Дети распределяют роли, играют в то, как перевозят и покупают мебель, делают ремонт, обустраивают дом (вешают занавески, разводят аквариумных рыбок, поливают цветы), меблируют квартиру.

Ролевые взаимодействия:

Мама - сын.

Бабушка, дедушка (дети, внуки).

Папа - сын.

Мама - дочь.

Папа - дочь.

Папа - мама.

«Детский сад»

Цель игры:

  1. Расширить сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада.
  2. Предоставить ребенку возможность занять позицию взрослого. Оборудование

Альбом «Дети играют в детском саду»; выставка детских рисунков и поделок; макет здания детского сада; игрушки-заместители: из бумаги, ткани, полиэтилена - халаты, колпаки, из бумаги - книжки, тетради, игрушки.

Ход игры:

Воспитатель путешествует с детьми по всем уголкам детского сада.

Ролевые взаимодействия

Воспитатель - дети.

Младший воспитатель - дети.

Воспитатель - заведующий.

Воспитатель - медсестра.

Заведующий - методист.

Медсестра - дети.

Повар - дети.

Повар - медсестра.

«Скорая помощь»

Цель игры:

  1. Рассказать о работе врача, медсестры.
  2. Воспитывать уважительное отношение к труду медицинских работников.
  3. Уточнить знания детей о работе врача, медсестры и других специалистов (стоматолог, лор, окулист).
  4. Учить самостоятельно объединять несколько игр.
  5. Отражать в игре личный опыт и знания, полученные из бесед и рассказов.

Оборудование:

Шкаф для хранения лекарств; медицинские весы; пластмассовые пробирки, пипетки, пинцет, термометр, шпатель, фонендоскоп; таблица для проверки зрения; набор медицинских инструментов, халаты, стол, стул; краски, смеси для изготовления лекарств; носилки для больных; игрушкизаместители: из бумаги - рецепты, направления, карточки, из поролона, картона - витамины, таблетки, из клеенки - горчичники; флакончики изпод витаминов.

Подготовка к игре

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение художественной литературы.
  • Игра-драматизация «Доктор Айболит»,
  • Рассказ об аптеке.
  • Беседа о работе «Скорой помощи».
  • Рассказ о военных медиках.
  • Рассказ о медицинских осмотрах космонавтов.
  • Рассказ о строительстве больницы, поликлиники, аптеки.

Ролевые взаимодействия

Врач - пациент.

Врач - медсестра.

Медсестра - пациент.

«Строители»

Цель игры:

  1. Знакомить детей с разными строительными профессиями: штукатур, маляр, каменщик, плотник.
  2. Уточнять представления детей о видах мужских и женских профессий.

Оборудование: строительные машины; инструменты: мастерки, кисти, ведра; иллюстрации, чертежи; строительные каски; карта города; альбом «Наш город»; игрушки-заместители: макет домов из картона, вырезки из журналов.

Подготовка к игре

Беседа о родном городе, о том, что здания строят, чтобы было больше хороших квартир, театров, магазинов.

Рассматривание фотоальбома «Наш город».

Ролевые взаимодействия

Бригадир - маляр.

Бригадир - заказчик.

Бригадир - каменщик.

Бригадир - плотник.

«Салон красоты»

Цель:

  1. Рассказать детям о работе парикмахера.
  2. Расширять знания детей о мужских и женских причёсках.
  3. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
  4. Учить использовать предметы-заместители.
  5. Развивать воображение, учить самостоятельно объединять несколько игр, обогащать сюжет.

Оборудование: зеркало; халат; флакон от лака, ленточки, резинки, заколки, оборочки, расчески, бигуди; фартук; инструменты (баночки, бантики, фен, расчески, ножницы, бигуди).

Подготовка к игре

  • Рассматривание причесок.
  • Изготовление альбома причесок.
  • Беседа о салоне красоты, об уходе за внешностью.
  • Конкурс красоты.
  • Приглашение в ДОУ мастера-парикмахера (можно кого-то из родителей).
  • Беседа о важности и значении работы парикмахера.

Ход игры

С помощью детей воспитатель устраивает в группе уголок «Салон красоты» (зеркало, расчески, щетки, ножницы, фен, флаконы из-под шампуня, лак, бигуди).

Проводится занятие по рисованию на тему «В салоне красоты», устраивается выставка рисунков.

Составляется альбом с моделями - рисунки детей или фотографии из журналов с разными прическами.

Ролевые взаимодействия

Парикмахер - клиент (мужчина, женщина).

Парикмахер - другой клиент.

Парикмахер - другой парикмахер.

Парикмахер - директор «Салона красоты».

Примерное планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность