Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

Конспект занятия по математике

Интегрированное занятие по математике «Колобок»
в средней возрастной группе

Кондрашёва Лариса Анатольевна, воспитатель
МБДОУ ЦРР д/с №28 «Золотой петушок» г.Тамбов

Тема: Знакомство с математическими знаками «+», «-». Сравнение геометрических фигур (цилиндр, конус, призма, куб) по величине, по цвету, по форме.

Цель: учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- упражнять детей в отгадывании загадок;

- упражнять в умении классифицировать предметы;

- упражнять в умении соотносить предметы между собой по величине (большой, средний, маленький)

- закреплять представление о геометрических фигурах: квадрат, треугольник.

- развивать логическое мышление;

- воспитывать усидчивость, любознательность;

- воспитывать умение анализировать сказанное воспитателем.

- формировать навык самооценки и самоконтроля.

Демонстрационный материал

  • Овощи: картофель, морковь, кабачок, огурец.
  • Фрукты: яблоко, слива, груша.
  • Кукольный театр - персонажи сказки «Колобок»,
  • Настольный кукольный театр: заяц, волк, медведь, лиса.
  • «Волшебный» мешочек с геометрическими фигурами;
  • Геометрические фигуры: объёмные - конус, цилиндр, куб, призма; плоскостные - треугольник, круг, квадрат, овал.
  • Карточки с изображением животных и домиков.
  • Объёмные изображения грибов.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки «Колобок»,
  2. Работа с родителями: Знакомство детей с заготовками родителей на зиму;
  3. Рассмотрение иллюстраций, слайдов.
  4. Словарная работа:

    а) знакомство с плоскостными геометрическими фигурами,

    б) знакомство с объёмными геометрическими фигурами.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

    а) отгадывание загадок;

    б) рассматривание тематических картинок;

    в) запасы на зиму.

  2. Постановка цели занятия.

    а) путешествие по сказке,

    б) встреча с зайцем.

  3. Физкультминутка «ветер тихо клён качает...»
  4. Повторение пройденного:

    а) встреча с волком;

    б) геометрические фигуры;

    в) сравнения по цвету, размеру.

  5. Физкультминутка «медвежата в чаще жили...».
  6. Закрепление изученного материала:

    а) встреча с медведем;

    б) понятия большой, поменьше, маленький.

  7. Физкультминутка «пальчиковая».
  8. Изучение нового:

    а) встреча с лисой;

    б) знак «+», знак «-».

  9. Итог занятия.

1. - Ребята, какой сегодня день недели? Месяц? Дети в зависимости от даты называют число, месяц.

а) - А сейчас давайте отгадаем загадки про времена года.

- Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Дети: Зима

- Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

Дети: Весна

- Солнце печёт,

Липа цветёт,

Золотится пшеница,

Рожь колосится,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Лето

- Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает

Когда это бывает?

Дети: осень

б) После каждой загадки воспитатель показывает тематические картинки.

- Молодцы. А какое сейчас время года?

Дети: Осень.

- Много забот осенью у человека. Надо собрать выращенный урожай. Сделать заготовки на зиму. Но не только у людей много забот, осенью животные утепляют норы, собирают грибы, делают запасы на зиму.

А теперь мы с вами отправимся путешествовать в осеннюю сказку.

2. Жили - были дед и баба, испекла баба Колобок и положила его на окошко, остывать. Лежал Колобок, лежал, да и решил погулять. Прыгнул на землю и покатился.

Катится, а навстречу ему заяц.

Говорит зайка: Решила мама сделать варенье на зиму и послала меня в магазин за фруктами, а я не могу разобраться - где овощи, а где фрукты. Колобок, ты мне поможешь?

Колобок: Ребята, поможем зайке разобраться?

Дети: поможем!

- Я показываю по очереди овощи и фрукты, дети, называя принадлежность к овощам и фруктам, называют, геометрическую форму (на какую фигуру похоже) и цвет.

Обрадовался заяц, что Колобок с ребятками помогли ему, сказал: - Спасибо, - и побежал домой к маме.

Покатился Колобок дальше, а мы с вами проведём физкультминутку.

3. Физкультминутка:

Ветер тихо клён качает,

Влево, вправо наклоняет,

Раз наклон, два наклон,

Зашумел листвою клён.

(проводится два раза)

4. Катится Колобок дальше, вдруг видит, сидит волк на пеньке, думает о чём-то, а вокруг него лежат необычные предметы.

Говорит Волк: Осенью я пошёл учиться. Задали мне домашнее задание - построить из геометрических фигур что-нибудь интересное, а я не знаю даже их название. Может Колобок с ребятками мне помогут.

- Поможем, ребята?

Дети называют фигуры: круг, цилиндр, куб, призма, конус.

- Ребята, а давайте построим ракету. Какие фигуры будем использовать при построении?

Дети: куб, цилиндр, призму

Фигуры ставятся друг на друга

Ребёнок строит ракету из маленьких фигур, я из больших. Дети сравнивают ракеты по размеру, цвету, форме.

Обрадовался волк, поблагодарил Колобка, а Колобок покатился дальше.

- Ребята, у вас на столах лежат геометрические фигуры (объёмные), постройте из них то, что вам нравится.

Дети строят или домик, или ракету.

5. Физкультминутка:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

А потом они плясали,

Выше ноги поднимали,

Вот так, вот так

Выше ноги поднимали.

6. Катится Колобок, катится, а навстречу ему медведь.

Грустный идёт медведь.

Колобок: Медведь, что случилось?

Медведь: Осень наступила, холодно стало. Решили я, заяц и волк построить себе дома, скоро же зима. Долго строили, а когда построили, не смогли понять, где чей. Может, ты мне поможешь?

Колобок: Я не смогу, а вот ребята помогут.

- ребята, кто их этих животных самый маленький?

Дети: Самый маленький заяц, он будет жить в самом меленьком домике.

- А кто самый большой?

Дети: - Самый большой медведь, он будет жить в самом большом доме.

- А какой же домик достанется волку?

Дети:- А волку достанется средний дом, потому, что он меньше медведя, но больше зайца.

Детям раздаются карточки с тремя домиками, разными по величине, и изображением зайца, волка и медведя. Дети должны провести дорожки от каждого животного к его домику.

Медведь: спасибо вам, ребята, теперь мне будет, где зимовать.

- Ребята, а из каких фигур можно построить домик?

Дети: - Из треугольника и квадрата.

- У вас на подносах лежат фигуры (плоскостные), постройте из них домик для медведя.

Дети строят домик из треугольника и квадрата.

7. Физкультминутка

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем песни пел,

С этим братцем кашу ел.

Дети по очереди перебирают пальчики.

8. Покатился Колобок дальше. На встречу ему лиса.

Решила лиса сделать запасы на зиму, насобирала грибов. Идёт и считает съедобные грибы, которые лежат у неё в корзинке, но сосчитать не может, потому что в корзинке и несъедобные грибы есть. Увидела Колобка и говорит: - Помоги мне, иначе я тебя съем. Испугался Колобок: - Не ешь меня, мы с ребятами сейчас всё сосчитаем. И попросил ребят помочь ему.

Я беру у лисы корзинку, достаю и показываю детям все грибы. Грибов всего 4 штуки: 2 мухомора и 2 белых гриба.

- Ребята, посчитайте, сколько всего грибов?

Дети: Четыре.

- Давайте посчитает сколько мухоморов? У меня один гриб и в корзинке один гриб, чтобы узнать, сколько грибов несъедобных в корзине, что нужно сделать?

Дети: К одному добавить один.

- Сколько получится?

Дети: два.

- Знак, который показывает действие «добавить», называется «плюс».

- Давайте сосчитаем, а, сколько же у нас съедобных грибов? Всего у нас 4 гриба, два из которых мухоморы. Чтобы узнать, что нужно сделать?

Дети: От четырёх убавить два, останется два гриба.

- Ребята, знак, который показывает действие «убавить», называется «минус».

- Итак, сколько у лисы съедобных грибов?

Дети: два гриба.

Помогли ребята Колобку, не стала лиса его кушать.

9. Вот такая сказка у нас сегодня получилась.

- Давайте вспомним, кого мы сегодня встречали.

- Что больше всего вам запомнилось? Что мы делали на занятии?