Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в детском саду

Консультация для воспитателей

Консультация для педагогов «Социально-педагогическая абилитация и реабилитация детей с ДЦП в условиях образовательного учреждения»

Медникова Е.А., воспитатель МАДОУ
д/с №106 «Забава» г. Набережные Челны

В настоящее время усилиями учёных в различных областях знаний разрабатываются теоретические, правовые и научнометодические основы абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей с ДЦП. В современной специальной педагогике происходит интенсивное расширение и обогащение научных представлений об особенностях развития и воспитания детей с особыми потребностями. Возрастает интерес исследователей к психолого-педагогическому изучению детей с ДЦП, имеющих различные проблемы развития (двигательные нарушения, те или иные формы сенсорной, интеллектуальной недостаточности и искажённого психического развития, сочетанные нарушения.)

Для решения проблем организации и содержания психолого-медико-педагогической помощи данному контингенту детей необходимо понимание социальной ситуации развития ребёнка, совокупности проблем воспитывающей его семьи, комплексности, индивидуально-личностной ориентированности коррекционно-воспитательных воздействий на психофизиологическое развитие ребёнка.

В настоящее время дети с ДЦП могут посещать образовательные учреждения разного типа (как специальные, так и общеобразовательные), если в них созданы соответствующие условия для их развития.

Примерно треть детей посещают дошкольные группы кратковременного пребывания.

Причины установления инвалидности детей, главным образом, связаны с соматическими заболеваниями. Как правило, эти дети также имеют не резко выраженные нарушения центральной нервной системы.

Контингент детей с ДЦП, посещающих группы кратковременного пребывания, весьма разнообразен. Четвёртая часть группы детей страдает разными формами церебрального паралича. Другая четверть группы имеет тяжёлые соматические заболевания, не позволяющие им посещать образовательные учреждения общеразвивающего вида.

Воспитатели выявляют степень развития предметной и игровой деятельности, уровень сформированности соответствующих возрасту умений и навыков по основным разделам обучения.

В рамках реализации данных направлений коррекционной помощи осуществляется поиск путей и средств интеграции детей с ДЦП, обучающихся в группах кратковременного пребывания, и включения их семей в коррекционный процесс. Дети общаются с воспитанниками, постоянно посещающими детский сад и занятия, в процессе совместной деятельности вне занятий посещают вместе с ними праздники, театрализованные представления, а также привлекаются педагогами к участию в разнообразных мероприятиях образовательного учреждения.

Подводя итоги, можно отметить следующее: Данные о закономерностях развития личности ребёнка с отклонениями в развитии, о её особенностях на каждом возрастном этапе позволяют выработать оптимальные способы интеграции данного ребёнка в общество, решить вопросы о возможности его интегрированного обучения, осуществить индивидуальный подбор форм и методов педагогического воздействия. Обогащённая предметно-развивающая и образовательная среда должна быть направлена не только на дефект, а, прежде всего, на здоровье, на скрытые потенциальные возможности личности ребёнка. Для этого необходимо создать оптимальные условия, отойти от изолированности специализированных учреждений.