Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Консультация для воспитателей

«НРК в художественном эстетическом
воспитании дошкольников»

Воспитатель 1кв. кат.
Валеева Эльвира Рафиловна
К(м)ДОУ №3 «ЭЛЛЮКИ».
Г. Набережные Челны

В системе образования в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению свoeгo национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.

Следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты культуры любого народа: устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. Устное народное творчество или фольклор (от английского ­"folklore"), в буквальном переводе означает «народная мудрость», «народное знание». Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров, которые имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают предствления детей о прошлом и настоящем Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы.

Фольклор любого народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, колыбельными песнями, потешками, прибаутками, скороговорками, дразнилками, считалками, пословицами и поговорками, загадками.

Большие потенциальные возможности заключаются и в народной музыке. Именно в бытовой музыке как нельзя ярче проявляются свойства музыки как эмоционального языка, как средства передачи чувств. Народная музыка привычна, общедоступна.

Музыкальные деятели утверждают, что язык песен интернационален.

Если вслушаться в песни татарского, чувашского, удмуртского народов, можно почувствовать некоторое сходство, хотя язык этих песен разный. Музыка - более универсальное средство общения народов, отражает единство людей Земли, помогает сблизить народы.

Народные песни бывают: колыбельные, исторические, лирические, обрядовые, плясовые, частушки.

Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку, в них много юмора и шуток.

Одним из основных компонентов составляющих культуру любого народа является праздник. Народный праздник, по определению Большой Советской Энциклопедии - «праздник, уходящий своими корнями к народным традициям». Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами

Декоративно-прикладное искусство так же национально по своей природе. Оно обладает большими воспитательными возможностями и несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет детей к культуре народов. Особую роль играет в развитии воображения детей предоставление детям ВОЗМОЖНОСТИ заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе декоративно-прикладного искусства, способствует удовлетворению потребности ребенка в деятельности, вызывает эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности, а это в свою очередь является залогом детского творчества. В процессе овладения приемами народной росписи, вышивки у детей развивается рука, координация действий рук и глаза.

ВЫВОД:

  1. Культура народов, проживающих В Республике Татарстан, является действенным средством формирования личности ребенка дошкольного возраста.
  2. Для решения задачи формирования личности средствами национальных культур необходимо повышать этнографическую грамотность воспитателей, детей и их родителей.
  3. При отборе содержания произведений, объектов национальной культуры каждого народа необходимо руководствоваться принципом дифференцированного подхода.
  4. Одно из условий формирования личности ребенка - его интерес к национальной культуре.