Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Консультация для воспитателей

«Непоседа - исследователь»

Бегоулова Светлана Викторовна, воспитатель МДОУ №68, г. Белгород

Малыши испытывают безграничную жажду знаний с самого раннего возраста и на протяжении всего дошкольного детства. Маленькие непоседы всегда активны в поисках чего - то нового, неизведанного и интересного только им одним. И взрослым все стремления ребенка кажутся незначительными или вообще не требующими внимания с их стороны. Вследствии чего взрослые могут уменьшить стремление ребенка к познанию, ограничивая его опыт, пресекая попытки исследовательского поведения. И происходит это довольно часто на протяжении всего детства, и взрослые даже не догадываются, что тем самым они наносят вред личностному развитию ребенка, превращая непоседу в в малоактивного нелюбознательного ребенка.

Ребенок по своей сути непоседа - он трогает и ощупывает всё, что попадается на его пути - разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие, рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает. Многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях: шлепание по лужам, расплес­кивание воды, пересыпание песка, деформация пластичных материалов (глины, пластилина) и др.

Считая такое поведение деструктивной деятельностью, взрослые ограничивают поисковую активность ребенка, помещая его в изолированное пространство. И это не правильно, потому что в значительной мере это - проявление любознательности, реализация стремления к иссле­довательскому поиску. В специальных экспериментах давно доказано, что ограничение сво­боды действий детей, выраженное в самых разных формах: ограни­чении двигательной активности или в постоянных «нельзя», «не лезь туда», «не тронь», способно серьезно помешать развитию детской любознательности. Ведь все это сдерживает порывы ребенка к иссле­довательскому поведению, а следовательно, ограничивает возмож­ности самостоятельного, творческого изучения и осмысления проис­ходящего.

Взрослые привыкли убеждать себя в том, что эти ограничения защищают ребенка от опасностей дома, в садике, на улице. Но важно понять, что спасая ребенка от этих внешних опасностей, фактически происходит попытка поместить его в физи­ческий, образовательный, эмоциональный вакуум. Тем самым подвер­гая его другой, не менее серьезной опасности - ограничению иссле­довательской активности, что приводит к обеднению его когнитивного опыта.

Ребенку достаточно просто дать свободу для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей и, соответственно, тем больше ребенокнепоседа целенаправленно будет использовать свою энергию, которая носит поисковый характер.

Свобода действий подразумевает, что ребенку придется играть игрушками, которые ему предоставили взрослые и тут важно быть внимательным. Как правило взрослые предлагают для игры «готовую» игрушку, неспособную к трансформациям, и при этом возму­щаются - почему она становится ему не интересной через пару минут? Обычно предлагаемая ребенку игрушка не рассчитана на то, что ее содержимое будут активно иссле­довать (разбирать, ломать и др.).

Наиболее заинтересованно малыш играет с игрушками, которые дарят ему «радость достижения». Для того чтобы испытать ее, детям обычно предлагают не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях.

Так же радость непоседа получает, когда проводит эксперименты с предметами и игрушками.

Эксперимент - важнейший из методов исследования, который использу­ется практически во всех науках. Слово «эксперимент» происходит от латинского ехperimentum, переводится на русский как «проба, опыт».

Самые интересные эксперименты - это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Приведем не­сколько простых ситуаций, описывающих экспериментирование, доступное дошкольникам.

Интересно проводить экспериментов в области изобразительной деятель­ности, т. к. она является действенным средс­твом развития исследовательского поведения ребенка.

Эксперимент с кляксой или кляксография. На лист белой плотной бумаги (для рисования или черчения) капается немного туши. Это можно сделать кистью или пипеткой. Затем, осторожно наклоняя лист в разные сто­роны, дается возможность туши растечься. Можно не наклонять лист, а осторожно раздувать тушь. Интересно, как она потечет, при этом точно известно, что двух абсолютно одинаковых клякс не будет. Теперь остается подсушить кляксу и после этого, по­вертев лист, определить, на что она больше похожа. Полученное изображение можно дорисовать.

Эксперимент с набрызгом красок. Самое простое приспособление для набрызга красок - зуб­ная щетка. В этих целях можно использовать и различные при­способления для разбрызгивания воды и косметических средств. Теперь каждый участник занятия получает лист белой плотной бумаги и, по возможности аккуратно, набрызгивает на него лю­бую из красок. После чего на лист накладываем листья деревь­ев или других растений (можно использовать вырезанные спе­циально геометрические фигуры или силуэты человечков, жи­вотных и др.) и снова, теперь уже другой краской, делаем набрызг, затем третьей и так далее. После чего силуэты можно убрать. Получится интересное изображение.

• Продолжим эксперимент. Можно менять количество силуэтов и последовательность их разбрызгивания. Можно разбрызгивать крас­ку под разными углами, давать и не давать ей смешиваться и др.

Эксперимент с акварелью. На влажный лист плотной бумаги (для акварели или просто для рисования) размером примерно в половину обычного аль­бомного листа (формат А4) наносится кистью акварель разных цветов. Мазки должны быть крупными. Они будут сливаться, и это совсем не страшно. Сам процесс смешивания красок - это тоже интересное экспериментирование. Ведь краски меняют цвета. Надо только следить за тем, чтобы они все не слились в единую грязно-серую массу.

Как только процесс нанесения красок завершен, на лист накладывается точно такой же по размеру лист и прижимается его рукой, стара­ясь согреть теплом ладони. Примерно через минуту листки нужно разделить. Перед взором предстают - две очень похожих, но не одинаковых композиции. В некоторых местах акварель смешалась, в некоторых цвет остался чистым, а кое-где, в результате кристаллизации красок, под действи­ем тепла ладони, образовались сказочные узоры.

Самый простой способ завершить полученные шедевры - на­клеить на листки несколько небольших кружочков белой бумаги, и получатся необычные космические пейзажи, которые можно поместить их в рамки.

Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

Детям предлагается собрать по десять самых обычных пред­метов. Это могут быть самые разные предметы, например: деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка из набора игрушечной посуды, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, небольшой рези­новый мячик, шарик из пластилина, картонная коробочка, ме­таллический болт и др.

Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо последовательно проверить. Дети не всегда мо­гут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, кроме того, металлическая тарелка будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду, не наливая воды внутрь; если вода попадет, то она конечно же утонет. ,

После того как первый опыт закончен, эксперимент продолжается. Изучаются сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик? А что будет, если мы придадим пластилину, например, форму тарелки или лодки? А что произойдет, если соединить плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?

Эксперимент «Как вода исчезает» Проводится экспериментальное исследование процесса «исчезно­вения» воды. Вода, как известно детям, может впитываться, а может испаряться. Пробуется изучить экспериментально эти ее свойства.

Нужно запастись разными предметами, например: губка, газета, кусочек ткани (полотенце), полиэтилен, металлическая плас­тинка, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Затем, аккуратно, чайной ложкой понемногу поливается на них водой. Какие пред­меты не впитывают воду? - перечисляются. Затем из тех, что впитывают, что лучше впитывает: губка, газета, ткань или де­рево? Если воду плеснуть на часть каждого из этих предметов, весь ли предмет намокнет или только то место, куда попала вода?

Продолжение эксперимента по «исчезновению воды». В фарфоровое блюдце наливается вода. То что оно не впитывает воду, узнали по предыдущему опыту. Граница, до которой налита вода, чем-нибудь отмечается, например, фломастером. Вода оставляется на один день, затем проверятся - что же произошло? Какая-то часть воды ис­чезла, испарилась. Отмечается новая граница и вновь, через день проверяется уровень воды. Вода неуклонно испаряется. Она не мог­ла вытечь, она не могла впитаться. Она испарилась и улетела в воздух в виде маленьких частиц.

Эксперименты с лучом света. Для этого эксперимента понадобится настольная лам­па или фонарик. Пробуется определить, как разные предме­ты пропускают свет. Важно запастись листами бумаги (чертежная, обычный тетрадный лист, калька, цветная бумага из набора для труда и др.), полиэтиленом разной плотности, кусочками различной ткани.

Перед проведением опыта гипотетически предпо­лагается, пропускает ли тот или иной предмет свет. Затем начина­ется сам эксперимент и опытным путем ищутся те предметы, которые свет пропускают, и те, которые его не пропускают.

Эксперименты с магнитом и металлами. Многие дети знают, что магнит, как по волшебству, притягива­ет металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Этот эксперимент необходим, чтобы узнать это.

Для этого понадобится много самых разных металлических предметов. Кнопки, скрепки, шурупы, гвозди, монеты, металлическая линейка (подойдет и алюминиевая, и стальная), металлическая консервная банка, металлические части шариковой ручки и др.

В ходе проведения опыта выяснится, что магнит хорошо при­тягивает стальные предметы: кнопки, скрепки, шурупы, гвозди и др. И совсем не притягивает предметы из алюминия и меди: ли­нейку, монеты и др. Очень важно по итогам эксперимента сделать выводы и умозаключения.

Эксперименты с собственным отражением. Многие блестящие предметы, и это хорошо известно детям, поз­воляют увидеть собственное отражение. Попробуем провести экс­перименты с отражением.

• Сначала давайте подумаем и поищем, где можно увидеть собс­твенное отражение. После коллективной беседы на эту тему и нахождения нескольких вариантов можно попробовать поискать в комнате предметы, в которых можно увидеть отражение. Это не только зеркала, но и полированная мебель, фольга, некоторые детали игрушек. Свое отражение можно увидеть и, например, в воде.

• Разглядывая собственные отражения, попробуем определить, всегда ли отражение ясное и четкое. От чего зависит его ясность и четкость. Дети в ходе экспериментов придут к выводам о том, что предметы, имеющие очень гладкие, блестящие поверхности, дают хорошее отражение, предметы шероховатые - значительно хуже. А есть множество предметов, которые вообще не позволя­ют увидеть собственное отражение.

• Проведем специальное исследование причин искажения отра­жения. Например, собственное отражение можно увидеть в не очень ровном зеркале или оконном стекле, в блестящей ложке, смятой фольге или другом не плоском предмете. Почему в этом случае отражение такое смешное?

• Эти опыты могут получить интересное продолжение за преде­лами детского сада, дома. Например, детям можно предложить провести эксперимент по поводу того, как относятся к собствен­ному отражению домашние животные. Особенно живо реагируют на собственное отражение котята, щенки, попугайчики и другие наши домашние любимцы.

В этой статье приведены несколько примеров экспериментов, доступных детям, большое количество подобных заданий можно разработать самостоятельно. В настоящее время издается много книг с опи­санием подобных упражнений и методик. Их вполне можно ис­пользовать для развития у ребенка интереса к экспериментиро­ванию и навыков проведения экспериментов. Таким образом, ребенок из непоседы превратится в заинтересованного малыша, готовому к новым открытиям.