Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Консультация для воспитателей

«Семейный клуб как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи
по повышению социально-педагогической культуры родителей»

Немкина Елена Владимировна, воспитатель II категории
МБДОУ "ЦРР-д/с №2" Пермский край, г.Кунгур

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, доброжелательного и уважительного отношения к людям других национальностей. Толерантность - одно их важных личностных качеств, необходимых для успешной социализации ребенка в многонациональном обществе.

Cемья как микросоциальное пространство для ребенка обладает колоссальным воспитательным потенциалом относительно приобщения к национальным культурам и воспитания толерантного отношения к культурам других национальностей, поскольку именно она формирует культурный облик будущего человека.

Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в объединении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу. Поэтому формирование социально-педагогической культуры родителей является одной из важнейших задач современного общества.

Низкий уровень просвещенности родителей о свой национальности, о своей национальной культуре: языке, быте, праздниках, традициях и обычаях, о культуре межнационального общения и способах поведения принятых в той или иной национальной культуре, а также умений грамотной передачи детям этого содержания с учетом возрастных и психологических особенностей их развития, во многом затрудняет процесс приобщения ребенка как свой национальной культуре, так и культуре других национальностей.

Таким образом, актуальность проблемы формирования социально-педагогической культуры родителей предопределяется рядом противоречий:

- между необходимостью реализации принципов толерантности в масштабе мирового сообщества и низким уровнем осознания социумом значимости проявления принимающих, понимающих, терпимых отношений к проявлению иного в других людях;

- между имеющим место глубоким теоретическим обоснованием проблемы формирования межнациональной толерантности и недостаточным уровнем реализации различных концептуальных положений в практике образования;

- между высоким потенциалом и воспитательными возможностями семьи в ознакомлении и приобщении к национальной культуре и недостаточным уровнем социально-педагогической культуры родителей в вопросах формирования межнациональной толерантности

Обозначенные противоречия определили проблему исследования, связанную с поиском путей повышения социально-педагогической культуры родителей в вопросах интернационального воспитания детей.

Объект исследования: процесс формирования социально-педагогической культуры родителей.

Предмет исследования: клуб как форма взаимодействия детского сада и семьи, направленная на повышение социально-педагогической культуры родителей

Контингент исследования: родители детей дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация программы работы семейного клуба как формы взаимодействия детского сада и семьи, направленной на повышение социально - педагогической культуры родителей.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Обосновать актуальность проблемы повышения социально-педагогической культуры родителей в вопросах интернационального воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Провести теоретический и ретроспективный анализ исследований по проблеме формирования социально-педагогической культуры родителей
  3. Разработать и подобрать диагностический инструментарий по изучению социально - педагогической культуре родителей в вопросах интернационального воспитания;
  4. Выявить уровень сформированности социально - педагогической культуры родителей;
  5. Разработать и апробировать программу работы семейного клуба по повышению социально - педагогической культуры в вопросах интернационального воспитания;
  6. Оформить результаты исследования.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что клуб может стать эффективной формой организации взаимодействия детского сада с семьей с целью повышения этого уровня при соблюдении ряда условий:

- программно-целевое обеспечение работы клуба

- выстраивание работы клуба в соответствии с принципами системности, последовательности, логичности, культуросообразности, регионализма

- наличие методических разработок по организации клубной формы взаимодействия детского сада с семьей с включением содержания интернационального воспитания;

- соблюдение основных принципов построения взаимодействия с семьей: сотрудничества, активности, сознательности, открытости и доступности и т. д.

В ходе подтверждения гипотезе и решении задач исследования был проведен теоретический анализ психолого-педагогических аспектов формирования родительской культуры и возможностей организации семейного клуба в рамках взаимодействия детского сада и семьи.

Он показал наличие различных подходов к определению понятия социально-педагогической культуры родителей, обобщенный анализ которых позволил нам предположить что под социально-педагогической культурой родителей возможно понимать интегративное качество, представляющее единство ценностей, деятельностных проявлений, сущностных сил личности родителей, направленных на творческую реализацию процесса воспитания ребенка в семье, представленного мотивационно-потребностный (аксиологический), содержательно-информативный и деятельностно-технологический компонентами.

Анализ разнообразия активных форм и оценка их потенциальных возможностей для реализации задач ознакомления с национальными культурами позволил нам определить, что наиболее целесообразной формой можно считать организацию семейного клуба, направленной на формирование социально-педагогической культуры родителей.

Подтверждение гипотезы потребовало проведение экспериментального исследования включающего констатирующий, формирующий и контрольный этап эксперимента.

На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 2» г. Кунгура был проведен первоначальный этап эксперимента, имеющий свой целью выявление наличествующего уровня сформированности социально-педагогической культуры у родителей. Для реализации этой цели были определены показатели, критерии и дана характеристика уровней сформированности культуры, а также подобран диагностический инструментарий для оценки отдельных компонентов культуры родителей.

Анализ результатов показал, что знания и представления у родителей об особенностях свой национальной культуре имеются, но в большинстве случаев они носят отрывочный и бессистемный характер, к тому же, не отличаются аргументированностью. Также родители слабо представляют возрастные возможности и особенности своих детей, что во многом и затрудняет процесс воспитания ребенка в духе диалога-культур. К тому же у большинства родителей мы отметили наличие стереотипов в поведении по отношению к представителям разных национальностей. Но вместе с тем большинство из них показали достаточный уровень заинтересованности в познании, как собственной национальной культуры, так и культуры других национальностей.

С целью повышения уровня социально-педагогической культуры нами был проведен формирующий этап эксперимента, предполагающий реализацию плана - программы семейного клуба «Я ЖИВУ СРЕДИ ЛЮДЕЙ».

В каждом месяце было запланировано по одной основной встрече с родителями. Кроме этого, план-программа предполагал организацию вспомогательных форм работы с родителями.

В основное содержание работы клуба мы решили включить ознакомление с многообразием национальной художественной литературой, поскольку именно она помогает в яркой, образной и доступной для понимания детей форме передать некоторые национальные особенности.

Продуманные и предусмотренные нами формы работы, предполагали встречи, на которых у родителей была возможность не только самим узнать что-то новое, но помочь своим детям окунуться в мир национальной литературы.

Интересно и динамично проводились такие формы, как экскурсии в библиотеку, где у родителей была возможность познакомиться с литературой разных народов Пермского края, побеседовать на тему: «Волшебный мир татарской литературы», а также попробовать прочитать произведения вместе с детьми.

Достаточно продуктивно проходили такие формы работы как: игра «Хоровод национальностей», игра - драматизация «В мире сказки», которые имели своей целью формирование первоначальных представлений об основных ценностях той или иной национальной культуры и знакомство со сказками разных национальностей, в которых эти ценности ярко иллюстрировались.

С целью изучения эффективности внедрения разработанного нами плана - проекта мы организовали контрольный этап эксперимента, методика проведения которого в полной мере соответствовала методике констатирующего этапа эксперимента.

Реализация плана - программы работы семейного клуба способствовала повышению уровня сформированности содержательно-информационного, процессуально-технологического и мотивационно-потребностного компонентов социально-педагогической культуры родителей.

В целом оценка результатов контрольного этапа эксперимента показала наличие положительной динамики в росте уровня сформированности социально-педагогической культуры.

Это обусловлено тем, что целенаправленно, систематически шло ознакомление родителей с культурой разных национальностей (татары, удмурты, башкиры) через реализацию плана - программы семейного клуба «Я живу среди людей» и в целом удалось «включить» родителей в педагогическую деятельность детского сада.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена все задачи исследования решены полностью.