Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Консультация для воспитателей

Статья «Эстетика в дошкольном возрасте»

Сумина Элеонора Николаевна, воспитатель
д/с №17 г.Алексеевка Белгородская область

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, произведений художественно - декоративного творчества, театра). Формы работы по эстетической деятельности - это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечений.

Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребёнка, приобретение им практических навыков начинается в раннем детстве. Важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, постепенного, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Большая роль в эстетическом воспитании уделяется искусству. Оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.

Научить ребёнка различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

Совместный труд педагогов и психологов показал, что в последние годы значительно повысился уровень умственной и эстетической деятельности. Это проявляется уже в раннем возрасте. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребёнка. Он входит в мир искусства, знакомясь с творчеством разных народов, с живописью и скульптурой, музыкой, мультфильмами и т. д.

Эстетика не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами. Она тесно связана с современностью, во многом определяется ею. Эстетическое освоение действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

Для того чтобы правильно организовать работу по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить его примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам воспитания для детей разных возрастов. Это позволит избежать случайности, стихийности, односторонности в отборе методов и средств, поможет педагогам планировать работу в определённой последовательности, видеть её конечные цели.

Пронизывая многие стороны жизни ребёнка, эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности: в игре, занятиях, быту, труде, на праздниках и в развлечениях. В число программных требований названы также навыки культурного поведения - аккуратно одеваться и раздеваться, следить за чистотой и внешним видом. Эти требования относятся и к физическому развитию, приобретению культурно - гигиенических навыков. Также эстетическое воспитание немыслимо без овладения элементарным нормам поведения.

В дошкольном детстве эстетическое отношение к окружающему проявляется в своеобразных формах, постепенно, порой малозаметно. Начиная с доступных и простых, постепенно требования усложняются. В результате выполнения самых простых требований у детей раннего возраста формируется чувство ритма, формы, цвета.

Чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определённое развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребёнок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеет личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

Многообразная эстетическая деятельность требует от педагогов детского сада разносторонних знаний. Помимо профессиональной подготовки, воспитатель не должен забывать и об эстетической её стороне. В повседневном общении с детьми взрослые должны непременно уважительно и благожелательно относиться к ним, речь их должна быть правильной и выразительной, тон разговора спокойный, внешний вид привлекательный.

Культура поведения ребёнка в решающей степени зависит от систематичности и постоянства требований. Повседневно привлекая внимание детей к общественной жизни, предметному и природному окружению, педагог использует их в воспитательных целях.

Особое значение во всей деятельности по эстетическому развитию имеет творческое отношение ко всем, что составляет содержание педагогического процесса. В этом с наибольшей полнотой проявляется искусство воспитания, умение выявить интересы и способности каждого ребёнка.