Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Консультация для воспитателей

Активизация творческих проявлений дошкольников
с помощью театрализованной деятельности

из опыта работы  муз.руководителя
МБДОУ Д/С №30 «Золотая рыбка»
г.Туапсе Краснодарского края
прислала: Елена Рябова

Ребёнок в возрасте от одного года до трёх лет осваивает общественно выработанные способы употребления окружающих его предметов. Он проходит путь от копирования действия взрослого к его моделированию и далее к изобразительному действию, при том называя себя именем тех людей, которых воспроизводит. То есть ребёнок уже не подражает, а изображает взрослого. Способность к изобразительному действию в раннем возрасте находит отражение в формировании речи -важнейшей познавательной функции для этого возраста. Понимание условного действия -это начало воображения. Взаимодействие взрослого с ребёнком помогает последнему уже на втором году жизни понимать мнимое действие (как будто). Ребёнок счастливо смеётся, когда взрослый делает из пальцев рожки («коза»), не смотря на якобы угрожающее выражение лица. На третьем году жизни условное мнимое действие ребёнка становится началом любого творчества. Взрослый побуждает ребёнка изображать, как ходит косолапый мишка, как прыгает зайчик, как мяукает киска. Очевидно, что развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками так же способствует развитию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение. Развитие творческих способностей ребёнка средствами любой музыкальной деятельности - это развитие творческой личности. У ребёнка младшего возраста особенно проявляются две потребности. Это потребность в новых впечатлениях и самоутверждении. Первая проявляется в любознательности, вторая стимулирует собственную активность ребёнка, выдумки, изменение окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого. Таким образом организация и оснащение любого вида музыкальной деятельности будет способствовать интеграции всех сфер духовной жизнедеятельности ребёнка. И работа педагога полностью нацелена на развитие его творческого потенциала.

Дети трёх - четырёх лет уже имеют небольшой опыт, творческие навыки. Они с удовольствием инсценируют любимые потешки, песенки, проявляя большую активность. Они самостоятельно могут выбирать атрибуты для инсценировки, элементы костюмов. Для того чтобы активировать их творческие проявления, я стараюсь обогащать их новыми музыкальными впечатлениями. Слушая музыкальные произведения, я предлагаю детям самим представить и рассказать о том, кого или что они увидели. И если это, например, животное показать какое оно, как двигается, что делает. В танцах, плясках, хороводах детям предлагается самостоятельно использовать уже знакомые танцевальные движения. Это помогает ребятам при драматизации знакомых сказок вне музыкальных занятий самостоятельно придумывать танец для того или иного персонажа и наиболее выразительно изображать его.

Дети четырёх - пяти лет более активны, любознательны. Если малышей мы только знакомим с музыкальными инструментами, то детей этого возраста мы начинаем обучать игре на них, и уже в самостоятельной игровой деятельности дети с удовольствием используют полученные навыки. Продолжаем расширять словарный запас, используя более сложные тексты песен, совершенствуем образность движений, используя не только образы животных, но и неодушевлённые образы (цветок, дерево, ветер, снежинки), работаем над мимикой, жестами.

Очень интересно работать с детьми старшего возраста, когда у детей уже достаточно большой багаж знаний, опыта, впечатлений. Дети в этом возрасте проявляют наибольшую творческую активность. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, очень своеобразно и интересно исполняют характерные роли. Чтобы поддержать у детей интерес к творчеству, я предлагаю им самим сочинить сказку, выбрать себе роль, продумать образ, манеру поведения своего персонажа. Совместно с детьми мы подбираем к сказке музыку, костюмы, обсуждаем, какие музыкальные инструменты можно использовать в постановке. И когда процесс завершён, ребята с удовольствием и гордостью показывают спектакль своим родителям, детям других групп. Всё это помогает раскрыть свой талант и способности не только активным и творческим детям, но и самоутвердиться, стать более уверенными, преодолеть свои комплексы и ребятам, которые малоактивны, «зажаты», неуверенны в себе, что очень немаловажно. И когда педагог видит, как ребёнок «вырастает», это даёт большое удовлетворение и большой стимул для дальнейшей работы!