Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Консультация для воспитателей

«Эстетическое воспитание детей в игре»

Сумина Элеонора Николаевна, воспитатель МАДОУ
д/с №17 г.Алексеевки Белгородской области

Мир, окружающий ребёнка, очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире - в самом широком понимании этого слова? Как развивать художественные способности, хороший вкус, потребность самому создавать прекрасное? Пути и средства эстетического воспитания многообразны.

Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой формой организации жизни детей, при которой складываются определенные взаимоотношения между ними, формируются их чувства. Разнообразие игр, богатство их содержания способствует проявлению этих чувств и отношений, развитию этих чувств и отношений, развитию всех способностей и склонностей детей, в том числе эстетических. Какое же место занимают игры в решении задач эстетического воспитания?

Говоря об эстетическом развитии детей, мы чаще всего имеем в виду развитие их чувств, направленных на восприятие и оценку материального, предметного мира: природы, быта, произведений искусства, и нередко упускаем из виду эстетику человеческих отношений - поступков и поведения.

Во время игр, в которых замысел и его воплощение зависят от детей, легче всего складываются и развиваются личные качества детей, их чувства и отношения, выражающиеся в поступках и поведении.

Игра - это своего рода школа, в которой ребёнок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к окружающему: к труду, вещам и событиям, друг к другу. В игре дети приобретают и эмоциональный опыт - разнообразные переживания накладывают отпечаток на характер ребёнка, на содержание его чувств.

Развивая у детей представление о прекрасном в жизни, воспитатель направляет своё внимание на то, чтобы поступки и отношения, отражённые в детских играх, также были прекрасны.

Заботясь об эстетическом воспитании, нельзя забывать и об обычных навыках культурного поведения.

Говоря о культуре поведения, следует иметь в виду не только нравственную сущность, но и внешнее проявление, форму. Мало научить ребёнка здороваться или благодарить за услугу - нужно научить его делать это красиво: приветливо, вежливо, глядя на тех, с кем он здоровается или кого благодарит, стоя спокойно, не кривляясь, не вертясь и т. д.

Очень важно выработать у детей навыки культурной речи: привычку разговаривать негромко, без резких интонаций, умение выслушивать другого до конца, не перебивать собеседника.

Привычка вести себя, как и все привычки, закрепляется упражнениями. Игра и является той формой упражнения, в которой дети усваивают правила и нормы отношений между людьми в обществе.

Научить детей понимать и ценить красоту поступков и поведения - дело сложное и тонкое, но вполне возможное, так как детям даже среднего дошкольного возраста это понимание доступно.

В процессе познания отношений между людьми у детей постепенно формируется чувство прекрасного, чувство, которое является основным, главным в использовании игры как средство эстетического воспитания.

Другая линия эстетического развития детей в играх заключается в выявлении и развитии их художественных способностей, их творчества, вкуса. С помощью воображения и фантазии дети создают сюжеты своих игр. Для этого они пользуются всевозможными выразительными средствами, приобретёнными на занятиях и в повседневной жизни: речью, движениями, мимикой, пением.

Даже самые простые и распространённые сюжетно-ролевые игры способствуют проявлению и развитию эстетических чувств и способностей детей. В играх в «дочки-матери», например, ребёнок в роли матери поёт песенку, баюкая свою «дочку». И не просто поёт, как пел бы эту песенку на занятии, а входя в роль, поёт, вкладывая в неё свои чувства, - нежность к «дочке», заботу, внимание, любовь.

Особое место в эстетическом развитии детей занимают игры в «праздник», «музыкальные занятия», «концерт», «театр» и другие. Очень верно эти игры охарактеризовала Р. И. Жуковская, сказав, что, оставаясь по форме сюжетно-ролевыми, по существу своему они становятся художественной деятельностью детей.

Но главное - игры вносят в жизнь детей много радости, оживления, дружбы, возникающей на почве общих игровых интересов, на почве совместных эстетических переживаний.

Основное в руководстве играми - драматизациями театральными играми заключается в том, чтобы помочь ребёнку понять и почувствовать образ того персонажа, который он хочет изображать. Ведь для того, чтобы ярко отобразить что-то, необходимо это чувствовать и понимать. Даже в самых простых играх - драматизациях, в которых дети разыгрывают сказки, беря на себя роли зайца, лисы, волка и т. д. , они должны понимать характер этих персонажей.

Руководя этими играми, следует всемерно поощрять детскую инициативу, творчество, художественную самодеятельность. Знания и умения, приобретённые на занятиях, обогащают игры детей: в процессе игры они пользуются кукольными, теневыми, настольными театрами.

Большое значение для эстетического развития детей имеют строительные игры, связанные с наблюдениями. Основным источником, питающим игры, в том числе и игры строительные, является окружающий ребёнка мир. Чем богаче и эмоциональней его творческое воспроизведение в играх.

Играя со строительным материалом, сооружая свои постройки, дети воспроизводят их характерные особенности, архитектурные детали. В процессе таких игр у детей формируется вкус, умение удачно находить композицию сооружения, умение красиво сочетать цвет и форму.

В дальнейшем дети не только подражают увиденному, но, обогащённые эстетическими впечатлениями, сами придумывают и строят разнообразные постройки, в которых проявляют творческую фантазию, выдумку, инициативу.

Основой эстетического воспитания является восприятие и осознание предметного мира, осуществляемое посредством органов чувств. Поэтому так важно заботиться об их развитии. В этом большую помощь оказывают различные игры, особенно дидактические. Именно в дидактических играх отрабатывается у детей умение распознавать форму, цвет, величину, приобретается навык различать высоту и тембр звуков, закрепляются представления о качествах предметов и их положении в пространстве.

Словесные дидактические игры и игры с дидактическими игрушками, руководимые взрослыми, помогают детям овладеть всем разнообразием предметного мира и ведут их к более сложной стадии эстетического развития - самостоятельной художественной деятельности. Один из видов этих игр, а именно игры с мозаикой, необходимо остановиться подробней.

Мозаика - один из наиболее распространённых видов игрушек. По своему виду мозаика принадлежит к игрушкам художественного характера, то есть основной её смысл - составление узоров - по существу является художественной деятельностью. Игры с мозаикой как средство эстетического воспитания ценны с двух точек зрения: прежде всего процесс самой игры, то есть выкладывание узоров, развивает художественные способности и навыки детей. Под руководством воспитателя они учатся подбирать и сочетать элементы мозаики по цвету и форме; знакомятся с основным принципом построение узоров; овладевают простейшей композицией - располагают узор на плоскости в зависимости от её формы, размера. Кроме того, эти игры развивают художественный вкус детей, творчество и фантазию, приучают у порно и терпеливо трудится, тренируют руку, глазомер.

Игры с мозаикой, во время которых дети комбинируют цветовые элементы, создают различные цветовые сочетания, меняют их по своему желанию, вкусу, являются превосходной формой упражнения, активным способом познания цвета. В игре с мозаикой ребёнок стремится создать красивый узор, придумать новое цветовое сочетание или композиционное решение, а это в свою очередь повышает интерес к окружающему, заставляет зорче вглядывается, искать и находить красивое.

Нельзя говорить о воспитании эстетических чувств детей, ничего не сказав об игрушке. Ведь это тот предмет, который уже в самом раннем возрасте, в силу своих эстетических качеств, влияет на эмоциональный тонус ребёнка и вызывает чувство радости. Игрушка должна эмоционально воздействовать на чувства детей. Это возможно лишь в том случае, когда она интересна своим содержанием и художественным оформлением, то есть если в ней заключён выразительный образ и если её форма, цвет, материал отвечают эстетическим требованиям.

Эстетические чувства детей легче всего формировать при ознакомлении их с предметами народного искусства. Поэтому особое место в детском саду должно принадлежать игрушкам народным. Народные игрушки всех видов - деревянные, глиняные, керамические - самые близкие ребёнку, наиболее понятные, доступные его восприятию. Художественная ценность народных игрушек бесспорна. Ведь в народном искусстве, частью которого является игрушка, отобрано и сохранено всё самое лучшее, самое красивое из того, что создал народ. В них отразилась душа народа, его тонкий художественный вкус, неистощимая фантазия и мастерство.

Взрослые должны тщательней подбирать игрушки, которыми играют дети - ведь игрушка это предмет, с которым неразрывно связано детство. Предмет всегда желанный, воспитывающий его художественный вкус, его эстетические представления.

Нельзя забывать и о том, что красивая обстановка игры не только вызывает у детей желание любоваться его, но и организует их, подтягивает. Кроме того, эстетическая обстановка вызывает у детей желание поддерживать её. Играя, дети приобретают навыки, необходимые им в повседневной жизни: умение красиво располагать игрушки на стеллаже, складывать строительный материал, расставлять мебель в кукольном уголке, нарядно накрывать стол, приучаться следить за порядком, чистотой, аккуратностью одежды, обуви. Со временем эти навыки и потребности будут перенесены из игры в настоящую жизнь.

Природа - неистощимый источник эстетического наслаждения и духовного обогащения человека. Бесконечно много она может дать человеку, умеющему её видеть, чувствовать, воспринимать. Детей нужно заинтересовать, и они охотно будут всматриваться в окружающую природу, вместе с воспитателем искать в ней знакомые формы. Обыкновенная веточка, сучок или шишка, поднятые на прогулке, могут вызвать определённые ассоциации и превратиться в забавные игрушки.

Умение находить в природе готовые формы путём незначительных переделок, подчеркнуть в них знакомый образ - это уже творчество, творчество своеобразное и доступное всем детям. Оно заставляет детей зорче присматриваться в природе, будит их воображение, фантазию, учит мыслить образно.

Таким образом, в процессе разнообразных игр, направляемых педагогом, решаются задачи эстетического воспитания детей, развивается любовь и стремление к прекрасному, умение его видеть и находить, в окружающей жизни - в природе, в искусстве, в труде и поступках людей, формируются художественные способности и творчество, возникает стремление к художественной деятельности, воспитывается вкус.