Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Оздоровительная работа в ДОУ > Физкультура для детей

Интегрированное занятие по формированию дыхания в подготовительной логопедической группе «Лесная прогулка»

Ширяева С.Е., учитель-логопед; Шарафеева Э.А., муз.руководитель; Ваго Л.В. инструктор по физвоспитанию МАДОУ Д/С №383» г.Казань

Цели:

  1. Уверенное закрепление нижнего типа дыхания.
  2. Увеличение объема дыхания и нормализация его ритма.
  3. Развитие силы и длительности речевого выдоха.
  4. Освоение короткого бесшумного, но энергичного речевого добора воздуха.
  5. Развитие двигательного и артикуляционного праксиса.
  6. Развитие двигательных кинестезий, соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций.

Ход занятия.

1 часть: логопед

Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики. Логопед предлагает им представить себя в летнем лесу ранним утром: «Взошло солнышко, просыпаются лесные обитатели, улыбаются ему и начинают свое путешествие среди деревьев и травинок. Давайте и мы прогуляемся по лесуи понаблюдаем за ними».

Логопед: «Сначала давайте насладимся запахами леса»

(Правую руку положить на область диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом, без напряжения. Выдыхать через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение проделывается 3 раза без перерыва). Дети выполняют упражнение по словесной инструкции логопеда.

Логопед: «Утром в лесу свежо и прохладно, давайте погреем ладошки»

(Медленный вдох через нос и медленный выдох с произношением на выдохе звука Х. Дуем на ладошки, поднятые к лицу. Упражнение выполняется 3-4 раза).

Логопед: «Смотрите, ребята, ползет змея. Увидела нас, зашипела и скрылась в кустах. Покажем, как она шипит.

(Сделать глубокий вдох, выдох предельно затягивается, воздух выходит через рот, издавая звук Ш. Упражнение выполняется 3-4 раза. )

Логопед: «Прислушайтесь, ребята, кажется, ежик шуршит в листве. Давайте попробуем изобразить его фырчание».

(Сделать выдох, затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки – выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Первый раз выдохнуть, растягивая звук Ф. По мере удлинения выдоха увеличить количество произносимых звуков, т. е. выдыхать отрывисто (ф-ф-ф-ф-ф). Упражнение выполняется 3-4 раза.

Логопед: «Посмотрите, ребята, мы дошли до лесного озера. Давайте искупаемся и поныряем».

(Плавно выдохнуть, нос зажать пальцами. Не спеша досчитать до 5, затем сделать глубокий вдох и полный выдох через рот. Упражнение проделывается 3-4 раза).

Логопед: «Мы набрели с вами на лесную поляну, усыпанную цветами.

Цветочки все разные, и пахнут, наверное, по-разному. Давайте мы цветы понюхаем и насладимся их ароматом.

(Правой рукой закрываем правую ноздрю, вдыхаем через левую, после чего левой рукой закрываем левую ноздрю и выдыхаем через правую. Тоже самое повторить наоборот. Упражнение выполняется 5-6 раз).

Логопед: «А вот на той опушке растут грибочки – молодцы в шляпках. Давайте вспомним про них загадку.

(Глубоко вдохнуть и на выдохе говорить: «На пригорке, возле елки жили тридцать три Егорки». Еще раз глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка». Повторить 3 раза).

Итог: Молодцы, ребята! Вот в лесу мы побывали, хорошо и дружно подышали.

2 часть: музыкальный руководитель и логопед

Логоритмическое упражнение «А я солнышко люблю»

Автор музыки и слов Татьяна Андрейченко

Исполнитель – детский эстрадный ансамбль «Бэби-шлягер» г. Набережные Челны

Муз. руководитель: «Давайте, ребята, споем песню про солнышко и станцуем».

Вступление: Дети выстраиваются в шахматном порядке.

1 куплет.

Солнечные ножки

бродят по дорожке,

(2 приставочных шага вправо, руки на поясе)

Нежно гладят кошку ручками.

(2 приставочных шага влево)

Солнечные щечки

у моей подружки,

(4 пружинки с выносом правой руки вперед, левую назад и наоборот)

На щеках веснушки

кучками

(Показать щечки указательными пальцами, покружится, руки в стороны)

Припев: А солнышко люблю,

(Правая рука вверх, левая рука вверх, обе руки сложить на груди)

Всем на свете расскажу.

(Руки к губам - «шепчутся» с наклонами вправо и влево)

Я за ним бегу, бегу,

(Ноги бегут на месте)

Я его догнать хочу.

(Бегут помахивая руками, на повторение движения те же, в конце дети перестраиваются в круг)

2 куплет.

Солнечные щечки

Светят на пенечке,

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Там растут грибочки вкусные.

Где ты светишь ночью,

Но я знаю точно

Без тебя денечки грустные.

(Останавливаются лицом в круг)

Припев: тот же

(Движения те же, но лицом в круг. При повторе – спиной в круг. В конце дети берутся за руки и снова идут по кругу)

Припев: (укорочен)

А я солнышко люблю

(Идут, поднимая руки)

А я солнышко люблю

(Идут назад, руки опускают)

А я солнышко люблю

(Правая рука – вверх, левая – вверх)

А я солнышко

(Ладони на груди)

люблю

(Правую ногу отвести назад)

3 часть – релаксация: инструктор по физ воспитанию

Дети выстраиваются в шахматном порядке.

Инструктор: «Давайте, ребята, продолжим наше с вами путешествие по летнему лесу».

1. Упражнение «Висячий мостик»

Инструктор: «Представьте себе, что вы идёте по висячему мостику. Он качается. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло мостик, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямились – выдох. Качнулись – вдох».

Стало мостик наш качать!

Ногу к мостику прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочерёдно по 3 раза для каждой ноги.

2. Упражнение «Ветки»

Инструктор: «Нам тропинку преградили упавшие ветки, и мы их сейчас уберём. Наклонитесь, возьмите каждый по ветке. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряженны! ( Вдох )Тяжело! Руки устали, бросаем ветку (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища на выдохе). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится».

Ветки все мы поднимаем (выпрямится, руки вверх),

Крепко держим И бросаем!

Нам становится понятно:

Расслабление приятно.

Упражнение выполняется 4-5 раза.

3. Упражнение «Загораем»

И. П. – сидя на полу, руки в упоре сзади. Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперёд). Поднимите правую ногу, держите на весу. Нога напряглась - вдох. Опустите ногу на пол - выдох. (то же самое с другой ногой)».

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим Держим

Опускаем .

Ноги не напряжены,

А расслабленны.

Упражнение выполняется по 3 раза на каждую ногу.

4. Упражнение «Темный и светлый лес»

И. П. - сидя на полу. Инструктор : «Выдохнуть, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать».

Упражнение выполняется 4-5 раз

5. Упражнение «Птица»

И. П. – сидя на коленях, руки за спиной. Детям предлагается изобразить своим телом птицу. Инструктор : «Птица просыпается, расправляет крылья. (на выдохе, не расцепляя рук выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад) Птица засыпает ( на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперёд так, чтобы спина стала круглой)».

Упражнение выполняется 4-5 раз.

6. Упражнение «Помашем птичкам».

И. П. – сидя на полу. Прямые руки вытянуты вперёд или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. Инструктор : «Вдох, поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). Выдох – левая кисть вниз, правая вверх».

Упражнение выполняется по 4 раза на каждую руку.

7. Упражнение «Росток»

И. П. – сидя на полу, голову нагнув к коленям, и обхватив её руками. Инструктор: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растёте, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Вдох (продолжается до счета 5) : «Один» - медленно выпрямляются ноги, «два» - ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки. Висят, как «тряпочки», «три» – постепенно выпрямляется позвоночник, «четыре» - разводим плечи и выпрямляем шею. поднимаем голову, «пять» – поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку, сломался росток – выдох (вернуться в И. П. )».

Упражнение выполняется 4-5 раз.

Итог: Молодцы, ребята! Мы с вами так хорошо погуляли по летнему лесу, подышали свежим воздухом, отдохнули.