Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Оздоровительная работа в ДОУ > Оздоровление дошкольников

Плавание и здоровье ребенка

Тюрина Оксана Николаевна, инструктор по физвоспитанию МБДОУ №54 “Искорка” г.Набережные Челны

Цель занятий по плаванию - создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.

Основными задачами занятий по плаванию является:

- содействие укреплению здоровья, разностороннее и оптимальное развитие физических способностей детей;

- предупреждение, устранение функциональных отклонений в от­дельных органах и системах организма. Развитие привычки повседнев­но заботиться о своем здоровье, закаливание организма.

Обучение плаванию включает в себя выполнение детьми разнообразных упражнений которые благотворно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и дыхания.

Во время плавания вода делает тело ребенка легким. Давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник снижается. Мягкие движения ногами обеспечивают разностороннюю нагрузку на нижние конечности, создавая таким образом, условия для формирования и укрепления твердой опоры для ног.

При плавании большая динамическая работа ногами в безопорном положении оказывает укрепляющее действие на стопу и предупреждает плоскостопие. Кроме того плавание развивает координацию, ритмичность движений. Упражнения на занятиях по плаванию выполняются в основном в горизонтальном положении, т. е. в положении максимальной разгрузки позвоночника, что благотворно сказывается на его состояние, уменьшая его искривление, если имеется нарушение осанки у ребенка.

Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. При любых способах плавания руки принимают активное участие в движении. Это особенно характерно для кроля и плавания на спине. Эти способы плавания, вследствие активного попеременного движения руками в воде и над водой, влияют на гибкость позвоночника.

У детей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развивается, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Плавание является эффективным средством закаливания организма детей. В процессе закаливания участвуют практически все системы, регулирующие жизненные процессы. При этом важную роль в терморегуляции выполняет кожный покров, на который температура воды оказывает специфическое раздражающее действие. В результате влияния холодной воды происходит сужение кровеносных сосудов кожи. При систематическом купании плавании сосудистая система приобретает свойство быстро приспосабливаться к изменениям температуры воды. Ребенок привыкает длительно находится в среде с более низкой температурой. Температура кожи и тела в воде снижается меньше, быстро восстанавливается после купания. Возникает стойкое приспособление к холоду, т. е. ребенок становиться более закаленным к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

В занятие по плаванию можно включать разнообразные оздоровительные методики или их элементы, способствующие укреплению здоровья ребенка, при чем в любую часть занятия.

В водную часть занятия можно включать дыхательную гимнастику с тонизирующим эффектом, т. е. настроить организм ребенка на предстоящую нагрузку.

Упражнение №1. Мобилизирующее дыхание.

ИП - стоя или сидя, спина прямая. Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 с, выдох такой же продолжительности, как вдох. Затем увеличивать фазу вдоха.

Упражнение №2 Ха-дыхание.

ИП - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руку и через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох: корпус резко наклонить вперед, рукивниз перед собой, резкий выброс воздуха со звуком «ха».

Разминку на суше желательно проводить на массажных ковриках.

Основная часть занятия включат активную деятельность воспитанника, связанную с двигательной нагрузкой. Чтобы снизить повышенную возбудимость ребенка после нагрузки также можно включать различные оздоровительные методикиглазную гимнастику (гимнастика с бабочкой), самомассаж БАТ, массаж с использованием массажных шариков Су-Джок.

В качестве примера можно привести самомассаж БАТ «Крокодил» для профилактики простудных заболеваний.

Дети, сидя делают массаж биологически активных зон. Счет можно заменить строчками из стихов для детей.

Строки Движения

Крокодил ждет гостей

Поглаживание ладонями шеи в направлении от шейного отдела позвоночника вперед к яремной ямке

Пасть полна его гвоздей

Мягко поглаживать большими пальцами шею (под челюстью)

Я спросила крокодила

Сжать пальцы в кулаки и большими пальцами быстро растирать крылья носа

«Здесь овца не проходила?»

Приставить ладони ребром ко лбу и растирать его движениями в стороны к центру

А злодей лежит на дне

Сильно раздвинуть указательный и средний пальцы, подложить их перед ушами и за ними и с силой растирать кожу

И подмигивает мне!

Потирая ладони, подмигнуть одним глазом.

Для детей более младшего возраста можно использовать пальчиковую гимнастику или самомассаж ушей (лепим уши для Чебурашкипоглаживая ушные раковины лепим ушки снаружи, внутри по бороздкам, растираем за ушами -«примазываем глину чтобы ушки не отклеились»).

В заключительную часть занятия также можно ввести оздоровительные методики, направлены на релаксацию - дыхательные упражнения, способствующие расслаблению, восстановлению всех систем организма после нагрузки.

«Передышка»

В течение 3 минут дышите медленно спокойно и глубоко, можно закрыть глаза, лежа в положении «Звезда».

«Воздушный шарик»

Все дети стоят в воде в кругу. Ведущий предлагает детям надуть воображаемые шарики: «Вдохните, поднесите шарик к губам и раздувая щеки медленно, через приоткрытые губы, надувайте его. Следите за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличивается на нем узоры. Дуйте осторожно, чтобы ваш шарик не лопнул. А теперь покажите шарики друг другу.»

После занятий очень хорошо устроить фитобар, т. е попоить детей теплым фиточаем с использованием лекарственных трав. В раздевалках где дети переодеваются можно установить аромолампы и применять также аромотерапию с использованием разнообразных аромомасел.

Оздоровительные технологии в бассейне

В водную часть занятия можно включать дыхательную гимнастику с тонизирующим эффектом, т. е. настроить организм ребенка на предстоящую нагрузку.

Упражнение №1. Мобилизирующее дыхание.

ИП - стоя или сидя, спина прямая. Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 с, выдох такой же продолжительности, как вдох. Затем увеличивать фазу вдоха.

Упражнение №2 Ха-дыхание.

ИП - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руку и через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох: корпус резко наклонить вперед, рукивниз перед собой, резкий выброс воздуха со звуком «ха».

Самомассаж БАТ «Крокодил» для профилактики простудных заболеваний (в основной части занятия в перерыве в качестве отдыха)

Дети, сидя делают массаж биологически активных зон. Счет можно заменить строчками из стихов для детей.

Строки Движения

Крокодил ждет гостей

Поглаживание ладонями шеи в направлении от шейного отдела позвоночника вперед к яремной ямке

Пасть полна его гвоздей

Мягко поглаживать большими пальцами шею (под челюстью)

Я спросила крокодила

Сжать пальцы в кулаки и большими пальцами быстро растирать крылья носа

«Здесь овца не проходила?»

Приставить ладони ребром ко лбу и растирать его движениями в стороны к центру

А злодей лежит на дне

Сильно раздвинуть указательный и средний пальцы, подложить их перед ушами и за ними и с силой растирать кожу

И подмигивает мне!

Потирая ладони, подмигнуть одним глазом.

В основную часть занятия в качестве отдыха после активных упражнений можно провести с детьми гимнастику для глаз «Лягушка ловит бабочку».

Инструктор раздает детям бабочек и говорит детям, что они «лягушки» и должны поймать бабочку. А для того чтобы ее поймать нужно не шуметь и следить за ней глазами, не поворачивая голову.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадет в ловушку

И комар, и мушка.

Дети следят за «бабочкой» направляя ее вправо, влево, вверх, вниз.

В заключительную часть занятия также можно ввести оздоровительные методики, направлены на релаксацию - дыхательные упражнения, способствующие расслаблению, восстановлению всех систем организма после нагрузки.

«Передышка»

В течение 3 минут дышите медленно спокойно и глубоко, можно закрыть глаза, лежа в положении «Звезда».

«Воздушный шарик»

Все дети стоят в воде в кругу. Ведущий предлагает детям надуть воображаемые шарики: «Вдохните, поднесите шарик к губам и раздувая щеки медленно, через приоткрытые губы, надувайте его. Следите за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличивается на нем узоры. Дуйте осторожно, чтобы ваш шарик не лопнул. А теперь покажите шарики друг другу.»