Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Работа с родителями

Родительские собрания в детском саду

Родительское собрание в детском саду
«Ребенок и компьютер»

Мелехова Оксана Викторовна, учитель-дефектолог
МБДОУ д/с №1 г.Лысьва, Пермский край

- Уважаемый родители! Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Во время нашей встречи мы постараемся вместе разобраться: компьютер - добро или зло?

- Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка? (ответы родителей)

- Вы абсолютно правы - игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой.

- В чем особенность компьютера? Сейчас я вам об этом расскажу.

  • Компьютер является интерактивным средством.
  • Компьютер - это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
  • Компьютер - дополнительное педагогическое средство развития ребенка.
  • Компьютер - многовариативный дидактический материал.

- Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером?

(Дискуссия родителей)

- Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитии ребенка-дошкольника. А для этого устроим «компьютерный ринг». На каждом из лежащих на столе листов обозначено то или иное свойство компьютера и компьютерных игр. Задача команд - выбрать нужные и, опираясь на них, постараться убедить членов другой команды в истинности именно вашего мнения (Приложение 1).

(Проводится диспут «Компьютерный ринг» )

- Сейчас я расскажу, что выяснили ученые о положительном влиянии компьютера на ребенка.

- Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.

- Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.

- Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.

- Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играют наши дети. А компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют следующие их виды:

  1. Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить всех врагов, кем бы они не были.
  2. Игры-приключения, в которых герой как бы проходит по страницам повестей и романов. В основном они представляют собой ситуации в виде мультфильма.
  3. Игры стратегические, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры.
  4. Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.
  5. Обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений и т. д.
  6. Диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д.
  7. Графические игры, связанные с рисование, конструированием.

- Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, своим опытом. В какие компьютерные игры играют дети дома?

(Выслушиваются мнения родителей)

- А как трудно правильно выбрать компьютерную игру для ребенка! Их так много! И каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А ведь специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста. Вот они:

  1. В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры. Функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий.
  2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, чем традиционный шрифт компьютера.
  3. Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.
  4. Темп движений преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.
  5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
  6. Нежелательно применение системы оценок в баллах.
  7. Лучше, если программа имеет логическое завершение - построен дом, нарисован рисунок.

- Но важно не только правильно выбрать игру. Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. Сколько времени тратить ваш ребенок на компьютерные игры? Вы считаете, что данное количество времени является достаточным? А может, его слишком много? Или, наоборот, мало?

(Ответы родителей)

- А я хочу рассказать вам о тех правилах, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.

(Зачитывается памятка для родителей. Приложение 2)

- Что же, мы смогли убедиться, что при рациональном применении компьютер может стать полезным средством развития ребенка.

(Родителям раздаются памятки с правилами работы для детей дошкольного возраста на компьютере.)

Приложение 1.

Компьютер:

  • Вызывает положительный интерес к технике.
  • Полностью захватывает сознание ребенка.
  • Развивает творческие способности, воображение ребенка.
  • Устраняет страх ребенка перед новой техникой.
  • Отрицательно влияет на физическое развитие детей.
  • Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости.
  • Позволяет развивать кругозор ребенка.
  • Повышает состояние тревожности, нервозности, страха.
  • Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность.
  • Снижает двигательную активность детей, способствует развитию гиподинамии.
  • Позволяет получать новые знания.
  • Ухудшает зрение ребенка.
  • Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления.

Приложение 2.

Памятка для родителей:

  1. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
  2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
  4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  5. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
  6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
  7. В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
  8. После игры с компьютером нужно сделать зарядку для глаз.
  9. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.