Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Консультация для воспитателей

Причины безопасного отношения детей к природе

Тумакова М.Н., воспитатель д/с №17
г.Алексеевка Белгородская обл.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней, вечно изменчивой и непреходящей, вечно угрожающей и дающей убежище от любой опасности.

Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у негослепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Мы должны с малых лет воспитывать в людях чёткое понимание: природы принадлежит тебе, поскольку тычеловек, но не будет всего этого-зелени, живности и тебе не жить на земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше будет жить в этом мире. Однако это не всё. Мы говорим: «природавеликий учитель». Мы, взрослые, учимся у неё всему - красоте, доброте, справедливости. Но при этом мы, сами того не замечая, вносим в наблюдаемую картину существенные поправки.

Что же мы предпочитаем не замечать в природе?

Мы не обращаем внимание на её необходимую жёсткость. Букашка ест букашку. Кошка ест птичку. Взрослые не станут брать пример с природы в этом. Ну, а дети? Они не видят никаких поправок. Они видят то, что есть. Мы им говорим: «Зачем ты топчешь травку? Зачем ты ловишь бабочку? Зачем ты мучаешь кошку? Они все хотят жить!» Мы правильно говорим. И дети нам верят. Но своим глазам они тоже верят. А видят они, что сильнейший поедает слабых. Но они-то, дети тоже сильные! Как же так - не применять своей силы? И применяют. Особенно, если взрослые не видят.

Как же быть? Как с самого начала дать понять ребёнку, что онпредставитель Разума. Ведь Разум тем и отличается от всего остального живого, что живёт по иным, по своим собственным законам. Этот вопрос очень непростой, но мы говорим детям, учим их одному, а они в природе видят другое.

И если они задают вопрос об этом противоречии, мы, как правильно, отмалчиваемся или отделываемся совершенно невразумительной фразой: «Кошка кушать хочет!»

Так что же, если хочешь, есть, значит, можно убивать?! Такой вывод сделает ребёнок, не умея внести в наблюдаемое поправок морали. А далее следует вопрос: «А почему можно убивать, только если хочется есть?»

Нельзя уходить от этого вопроса.

Часто можно слышать вопрос: «Откуда в детях жестокость?» - «Это от неведения». Правильно, от неведения - лет, примерно, до пяти. А позже? Выходит, неведение это может остаться в человеке - уже даже не в ребёнке - надолго, может быть, на всю жизнь?!. Впрочем, вот другая сторона этого вопроса. Дети всегда с удовольствием играют с животными. Собаки и кошки, ёжики и черепахи могут быть их самыми закадычными друзьями. Дети могут любить их, кормить, ухаживать за ними. Им и в голову не прейдет причинить любимцам боль. Больше того, дети могут разговаривать с животными, признавая в них такое же сознание, как у самих себя. Почему? Почему можно растоптать муравья, тащащего в муравейник соломинку, но нельзя обидеть живущего дома котёнка? Видимо, всё дело здесь в узнавании. Играя с котёнком или щенком, ребёнок угадывает в них характер, некоторую индивидуальность, которая возводит живое существо в один ранг с человеком. Бывает, что ребёнок ударит другого, своего товарища, не поделив игрушку. Но в этом случае он точно знает: этого делать нельзя - будет наказание. Этот рефлекс формируется в ребёнке довольно рано. И потом, познакомившись с котёнком или щенком, признавая в них некоторые собственные качества, ребёнок следует сначала простому рефлексу, а позже приходит любовь. Причём, если у малыша был котёнок, которого он любил, то и других кошек он обижать уже не будет. Нужно приблизить ребёнка, насколько это возможно, к живому миру. Пусть у него будет маленький друг. Если ребёнок научится любить животных, это будет его первым шагом в любви ко всему живому.