Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Консультация для воспитателей

Экологическое воспитание дошкольников
через реализацию проекта «Зелёная аптека»
(формирование знаний о лекарственных растениях)

Безнос Алла Дмитриевна, Гончарова Елена Яковлевна,
воспитатели д/с №13 г.Алексеевки Белгородской области

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены намидошкольными работниками. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата наша Белгородская область.

Здесь можно встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу. Но всё меньше остаётся нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Как же приучить детей беречь и охранять природу, рационально использовать её богатства.

Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранная работа в детском саду. Это направление нацелено на понимание детьми зависимостей, существующих в природе, осознания влияния деятельности человека на природу.

Следует отметить, что формирование таких представлений может осуществляться на протяжении всего дошкольного периода на материалах разных разделов программы «Ознакомление с природой» и «Ознакомление с окружающим миром». Поставленные программой задачи способствуют систематизации знаний, активизируют умственную деятельность и познавательную сферу ребёнка, помогают решать вопросы нравственно - эстетического плана, формировать трудовые навыки и активную жизненную позицию.

В связи с актуальностью данного направления нами был разработан и внедрён проект «Зелёная аптека». Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и нацелен на решение следующих задач:

  1. Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства).
  2. Учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их.
  3. Закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло.
  4. Сформировать представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека.
  5. Воспитывать устойчивый интерес, любовь и бережное отношение к растениям.

Для решения поставленных задач мы решили обратить особое внимание на:

  1. Создание необходимых условий для проведения занятий в группе и на участке детского сада.
  2. Наличие необходимого материала используемого на занятиях (гербарии, иллюстрационный, дидактический, игровой и наглядный материал).
  3. Педагогу быть компетентным по теме «Лекарственные растения родного края».
  4. Оперировать в работе с детьми, родителями и педагогами специальной терминологией, относящейся к данной теме.
  5. Владеть методикой сбора, засушивания и оформления стандартного гербария.

Вся работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о лекарственных растениях родного края, проводилась в нескольких направлениях: дети, родители, краеведческий музей.

Мы решили доступно ознакомить детей с лекарственными растениями нашего края, расширить и обобщить у детей знания и представления о природе, используя различные и разнообразные формы и методы работы.

Это циклы наблюдений за лекарственными растениями на участке детского сада, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные, на экологической тропе, в зимнем саду). Целевые прогулки, экскурсии, походы.

Спецификой нашей технологии является использование на протяжении всего учебного года литературных произведений В. Бианки, Е. Серовой, которые доступны детям дошкольного возраста, достоверно отражающие специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому.

Значительное место отведено творческим процессам: восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой, изобразительной деятельности, словеснолитературному творчеству (рисование лекарственных растений), изготовление книжексамоделок.

В течении всего учебного года проводим работу по ознакомлению детей с лекарственными растениями. Стараемся чтобы дети постоянно были рядом с природой и общались с ней. Любовь к растениям воспитываем через все виды деятельности. Проводим циклы занятий различной тематики, из которых дети узнают много нового, интересного.

Экскурсии - один из наиболее действенных видов занятий по ознакомлению детей с лекарственными растениями. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы. А экскурсия в парк привлекает внимание детей, представляется возможность под руководством воспитателя собирать и коллекционировать знакомые растения наших мест. С помощью такого вида занятий у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к изучению природы, что вызывает радость и положительные эмоции от общения с ней. В свою очередь формируется желание видеть красивое и любоваться им, воспитывается бережное отношение к растениям.

Проводимые беседы о пользе лекарственных растений для человека и животных, которые сопровождаются чтением художественной литературы, показом иллюстраций. Большой интерес у детей вызывают рассказы о Красной книге и рассматривание иллюстраций растений подлежащих охране.

Немалое место в работе отводится дидактическим играм по ознакомлению детей с лекарственными растениями. Игры объединяют детей на основе добрых дел.

Также дети с удовольствием занимаются сбором лекарственных растений, из которых потом все вместе изготавливаем гербарии.

Мы должны обучать новым формам и методам работы не только детей, но и их родителей и педагогов. Регулярно организуем консультации для воспитателей и родителей такие как: «Использование в семье художественной литературы по ознакомлению детей дошкольного возраста с лекарственными растениями»- вызывают огромный интерес.

А «Книга об экологическом воспитании малышей» является настольной во многих семьях. Постоянно обновляем информацию в уголке для родителей

серией консультаций «Войди в природу другом», «Защитим друзей леса», «Зелёная аптека». Подготовили и провели беседы «Поклонись ягодке», «Пусть цветут травы», «Не причини вреда природе».

В процессе проводимой нами работы у детей сформировались определённые умения и навыки: усвоены правила сбора лекарственных растений, их заготовки, применения в качестве лекарственного сырья.

Опыт нашей работы показывает, что воспитание положительного отношения к растительному миру должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью.

Список литературы:

  • Рыжова, Н. А. «Я и природа»
  • Николаева, С. Н. «Как приобщить ребёнка к природе»,
  • Иванова, А. И. «Экологические наблюдения в детском саду».